Стр. 171 - 2

Упрощенная HTML-версия

кого и Рубановского. Они сообщили адмиралу о тревоге в при­
фронтовой полосе, вызванной решением властей о выселении из
100-вёрстной полосы евреев как потенциальных шпионов. «Вели­
корусским шовинистом» назвал ближайшего сотрудника Верхов­
ного правителя России В.Н. Пепеляева современный канадский
историк Н.Перейра (Перейра Н. Сибирь: политика и общество в
Гражданской войне. М., 1996. С.76.).
В Тобольске начальник местного гарнизона наложил запрет
на въезд в город евреев. Один из приказов атамана Сибирского
казачьего войска Б.В. Анненкова от 9 мая 1919 года прямо указы­
вал: «Командирам частей запрещаю принимать на службу солдат
иудейского происхождения...». Евреев-добровольцев не принима­
ли в военные училища и школы младших командиров, отстраняли
от должностей переводчиков и писарей. Генерал-лейтенант барон
Р.Ф. Унгерн-Штернберг объявил евреев вне закона.
Особым образом решал «еврейский вопрос» атаман Забайкаль­
ского казачьего войска Г.М. Семёнов. После покушения на атама­
на (исполнителем покушения был член террористической группы
М. Беренбаум) состоялись массовые репрессии. Более 200 чело­
век было арестовано, восемь из них расстреляны. Охрану атамана
поручили «Золотой сотне», состоящей из евреев, которые были свя­
заны круговой порукой. Тем не менее большевикам, проникшим в
это подразделение, удалось распропагандировать его, и сотня в пол­
ном составе, захватив раненых, перешла на сторону красных.
В 1920 году в Томске действовала «Томская сионистская орга­
низация», в 1921 году - отделение американского объединитель­
ного распределительного комитета помощи евреям - жертвам
войны, в 1923-1924 годах активно действовало «Томское еврей­
ское благотворительное общество». Томская еврейская община
до конца 20-х годов делала всё возможное для сохранения своей
культуры, традиций, языка, религии и национального самосозна­
ния, но политическая деятельность сионистов в Томске и на всей
территории Сибири завершилось с окончательным утверждением
советской власти.
Немало выходцев из еврейской среды связали свою жизнь с
революционной деятельностью, занимали руководящие посты в
170