Многотиражная газета «За кадры советской медицины» 11 и 25
марта 1935 года писала об «уроках троцкистской вылазки» быв
ших преподавателей кафедр диалектического и исторического
материализма Соустина и Любимова, обвинявшихся в извраще
нии марксистско-ленинского учения. Оба они, а также не возра
зивший им преподаватель Веселов, были исключены из списка
сотрудников. Та же участь постигла и исполняющего обязанности
доцента, заведующего кафедрой диалектического материализма
Малышева в 1937 году. В круговорот идеологической борьбы всё
больше стала вовлекаться интеллигенция, а среди этой прослойки
- преподаватели еврейской национальности.
* * *
История страны складывается в конечном итоге из историй
отдельных людей, малых и больших коллективов. События боль
шого масштаба втягивают в свой водоворот людей, которые, мо
жет быть, и не планировали оказаться в центре событий. Но судь
ба играет людскими биографиями, и из потока бурь и страстей
героями жизни становятся сильные личности.
Центром еврейской жизни в России являлась европейская
часть страны. Но евреи жили и в Сибири, где появились не по
доброй воле. В документах Московского архива Министерства
юстиции сохранилось дело московских евреев, сосланных в Си
бирь в 1658-1659 гг. После установления в 1794 г. «черты еврейс
кой оседлости», из которой Сибирь была исключена, евреи в тече
ние многих лет попадали за Урал исключительно в качестве ка
торжан и ссыльных.
Для евреев Сибири особенно важно было здесь задержаться,
поскольку регион предоставлял неограниченные возможности для
предприимчивого человека. Власти были весьма снисходительны
к евреям, сколотившим приличное состояние и обладавшим со
лидной недвижимостью. И, наконец, у сибиряков, гораздо менее,
нежели на западе, приверженных религиозным канонам и запре
там, еврейская религия не вызывала столь резкого неприятия и
отторжения, как в черте оседлости.
167