Стр. 101 - 2

Упрощенная HTML-версия

г. возникла необходимость срочной повторной операции. С.А. Ков­
лер устроил Елену в Кремлевскую больницу к профессору
Н.А. Преображенскому.
Имея очень востребованную медицинскую специальность
врача гинеколога, С.А. Ковлер пользовался большой популярнос­
тью и авторитетом у омских пациентов.
В 1918 г. на левобережье р. Иртыш в районе нынешнего Ле­
нинградского моста и профилактория «Восход» он обнаружил одну
из крупнейших в Сибири стоянок первобытного человека. Это от­
крытие является важным для археологической науки. Впослед­
ствии эта уникальная находка стала частью комплекса памятни­
ков «Омская стоянка». Сборы С.А. Ковлера - каменные орудия,
изделия из железа и бронзы, орнаментированная керамика посту­
пили в музей при Западно-Сибирском отделе Русского географи­
ческого общества (ЗСОРГО), (его наследником является нынеш­
ний Омский государственный историко-краеведческий музей).
С 1918 г. началась история формирования в фонде музея одной из
наиболее значимых его коллекций. В 1920-1930 гг. С.А. Ковлер
доставил в музей из курганного могильника железные черешко­
вые наконечники стрел, бронзовый вислообушной топор и другие
находки.
Другой ипостасью С.А. Ковлера, характеризующий его как
творческого человека с большой широтой интересов и знаний, яв­
ляется собирательство и коллекционирование произведений искус­
ства. В 1916 г. он был одним из учредителей «Общества художни­
ков любителей изящных искусств Степного края». Назначался
членом правления и исполнял функции эксперта. В 1917 г. был
включен в состав археологической комиссии при Омском музее
ЗСОРГО, целью которой являлось сохранение памятников исто­
рии и искусства. Результаты своей исследовательской работы
С.А. Ковлер неоднократно докладывал на заседаниях ЗСОРГО.
Вскоре это общество приступило к созданию в Омске Художе­
ственно-промышленного техникума им. Врубеля, просуществовав­
шего 10 лет - с 1920 по 1930 гг. В 1920 г. С.А. Ковлер к открытию
Худпрома подарил его музею около ста предметов своей коллек­
ции декоративно-прикладного искусства, живописи и графических
100