У истоков клинических школ
i f
\+ ()/)
ч/ . /Г ч/
Ч/
^
'1*4 /С '
JI. М. Маслов
Биологический музей. Середина 1920-х годов
Огромный вклад в создание фармако
логической школы внесли крупнейший уче
ный страны профессор (впоследствии акаде
мик) Н. В. Вершинин и его ученик профессор
А. Д. Тимофеевский. На кафедре фармаколо
гии, как и других кафедрах института, ак
тивно велась научно-исследовательская рабо
та. В частности, большое внимание уделялось
изысканию заменителей дорогостоящих им
портных лекарств - таких, как камфора, стро
фантин, и т. д.
Основоположником омской школы пе
диатров по праву считается выдающийся уче
ный, организатор педиатрической службы
в Омске профессор О. Д. Соколова-Пономаре
ва, которая на многие годы определила на
правление научных исследований, связан
ных с изучением таких патологий, как эн
демический зоб, бруцеллез, описторхоз. Эти
исследования получили признание не только
в нашей стране, но и за рубежом. Список уче
ников Ольги Дмитриевны занял бы слишком
много места - назовем только одно имя: ака
демик, Герой Социалистического Труда, по
четный гражданин Омска В. П. Бисярина.
Перечень можно продолжить, потому
что именно в 20-30-е годы прошлого столе
тия закладывался научный фундамент мед
института. Конечно, говорить о формирова
нии полноценных школ пока рано, но важно
отметить, что научные исследования выпол
нялись на его кафедрах с первых лет сущест
вования вуза.
В 1926 году был создан постоянный пе
чатный орган «Омский медицинский жур
нал». Он выходил тиражом в 1 ООО экземп
ляров. В журнале публиковались научные
статьи, обзоры, рецензии, рефераты, отче
ты о съездах и заседаниях. К сожалению, по
причине финансовых трудностей в 1931 го
ду журнал прекратил свое существование,
после чего до публикации стали доходить
лишь 8 -10 % научных работ сотрудников
института.
Недостаточное оснащение теоретичес
ких кафедр в ранний период определило
узость тематики работ, и выполнялись они
преимущественно по клиническим направ
лениям. Исследования проводились без еди
ного плана, тематика определялась главным
образом научными интересами руководите
лей и сотрудников кафедр.
Но уже в 1932 году, после создания
Всесоюзной комиссии по планированию
НИР, в институте была создана своя комис
сия из представителей дирекции, профессор
ско-преподавательского состава и обществен
ных организаций, перед которой была по
ставлена задача координировать научные ра
боты теоретических и клинических кафедр.
В основу планирования закладывались со
циальные заказы органов здравоохранения,
39