Стр. 40 - 2

Упрощенная HTML-версия

У истоков клинических школ
i f
\+ ()/)
ч/ . /Г ч/
Ч/
^
'1*4 /С '
JI. М. Маслов
Биологический музей. Середина 1920-х годов
Огромный вклад в создание фармако­
логической школы внесли крупнейший уче­
ный страны профессор (впоследствии акаде­
мик) Н. В. Вершинин и его ученик профессор
А. Д. Тимофеевский. На кафедре фармаколо­
гии, как и других кафедрах института, ак­
тивно велась научно-исследовательская рабо­
та. В частности, большое внимание уделялось
изысканию заменителей дорогостоящих им­
портных лекарств - таких, как камфора, стро­
фантин, и т. д.
Основоположником омской школы пе­
диатров по праву считается выдающийся уче­
ный, организатор педиатрической службы
в Омске профессор О. Д. Соколова-Пономаре­
ва, которая на многие годы определила на­
правление научных исследований, связан­
ных с изучением таких патологий, как эн­
демический зоб, бруцеллез, описторхоз. Эти
исследования получили признание не только
в нашей стране, но и за рубежом. Список уче­
ников Ольги Дмитриевны занял бы слишком
много места - назовем только одно имя: ака­
демик, Герой Социалистического Труда, по­
четный гражданин Омска В. П. Бисярина.
Перечень можно продолжить, потому
что именно в 20-30-е годы прошлого столе­
тия закладывался научный фундамент мед­
института. Конечно, говорить о формирова­
нии полноценных школ пока рано, но важно
отметить, что научные исследования выпол­
нялись на его кафедрах с первых лет сущест­
вования вуза.
В 1926 году был создан постоянный пе­
чатный орган «Омский медицинский жур­
нал». Он выходил тиражом в 1 ООО экземп­
ляров. В журнале публиковались научные
статьи, обзоры, рецензии, рефераты, отче­
ты о съездах и заседаниях. К сожалению, по
причине финансовых трудностей в 1931 го­
ду журнал прекратил свое существование,
после чего до публикации стали доходить
лишь 8 -10 % научных работ сотрудников
института.
Недостаточное оснащение теоретичес­
ких кафедр в ранний период определило
узость тематики работ, и выполнялись они
преимущественно по клиническим направ­
лениям. Исследования проводились без еди­
ного плана, тематика определялась главным
образом научными интересами руководите­
лей и сотрудников кафедр.
Но уже в 1932 году, после создания
Всесоюзной комиссии по планированию
НИР, в институте была создана своя комис­
сия из представителей дирекции, профессор­
ско-преподавательского состава и обществен­
ных организаций, перед которой была по­
ставлена задача координировать научные ра­
боты теоретических и клинических кафедр.
В основу планирования закладывались со­
циальные заказы органов здравоохранения,
39