Стр. 6 - b21

Упрощенная HTML-версия

состоит из заведующего кафедрой, одного ассистента (доктор И.Б. Мажбич),
препаратора (студент Несын) и служительницы (Чухловина). В 1927 году он
пополняется вторым ассистентом из врачей, окончивших в этом году Омский
медицинский институт (доктор П.Д. Горизонтов).
В 1929 годудоктор Горизонтов П.Д. оставляет институт; его место занимает
доктор Н.Я. Криницын; препаратор Первушина, служительница Чухловина и
выдвиженки Воронцова, Горбунова и Пагэс. Ассигнования, возраставшие из года
в год, дали возможность дело оборудования кафедры продвинуть значительно
вперед.
Кафедра располагает в 1930 году следующими помещениями: кабинет зав.
кафедрой, операционная, лаборатория, мойка и стерилизационная комната,
практикум, комната для работы по бактериологии и тканевым культурам. Все
помещения оборудованы водопроводом, газом и светом.
Имеется почти достаточное количество мебели (вытяжной шкаф, шкафы
музейные; шкафыдля инвентаря и пр.); большая часть мебели специально заказана
соответственно указаний работников кафедры. Специальный инвентарь, реактивы
и прочее почти удовлетворяет научные потребности кафедры и приближается к
удовлетворению потребностей учебных. Из наиболее крупного оборудования
следует отметить 8 микроскопов с иммерсиями; термостат; спектроскопы, аппарат
для стерилизации сухим жаром и паром, кимограф, колориметры, наборы
хирургического и секционного инструментария; микротом, центрифуга и прочее.
С 1924 года по 1928 год, включительно, тесная связь между кафедрой
общей патологии (впоследствии названной патологической физиологии) и
кафедрой патологической анатомии была не случайной и обусловливалась не
только тем, что обе кафедры возглавлялись одним лицом, но главным образом
тем, что преподавание обеих дисциплин переплеталось, сливалось в одно целое.
Морфологическое мышление прививалось студентам не как противоположное
функциональному, а как одно из граней многогранного общепатологического
мышления. Это проводилось и на занятиях с 3-м курсом, и особенно при
«секционном курсе» (со студентами 5-го курса, где проводился подробный
общепатологический анализ обнаруживаемых на вскрытии изменений).
И студенты, по-видимому, ценили этот метод, посещая курс особенно
аккуратно, весьма часто и в дополнительных занятиях, устраивавшихся при
наличии ценного материала. Практически же занятия велись на обеих кафедрах
раздельно. Характер практических занятий по патологической анатомии до 1928
года описан бывшим сотрудником доктором Розеньер.
По патологической физиологии же практические занятия из года в год
развивались по мере накопления оборудования кафедры и после приобретения
опыта, поскольку самые практические занятия со студентами в этой дисциплине,
известно, являются новостью и проводятся мною в нашей стране и здесь же
последние 6-7 лет. Почему ни руководств, ни «традиций» этим занятиям нет. При
теоретическом изучении большое внимание имного времени уделялось на кафедре
патофизиологии не только периодически проводимым повторным семинарам по
пройденным главам, но и устраивались время от времени общепатологические
5