ной гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой и шей
ной областей. Кариес является наиболее частой причиной потери зу
бов, что нарушает функцию жевания, ухудшает пищеварение и при
водит к хроническим заболеваниямжелудка. Как потенциальные оча
ги инфекции, интоксикации и сенсибилизации организма, кариозные
зубы стоят в одном ряду с заболеваниями миндалин.
Лечение осложненного кариеса биологическим методом направ
лено на устранение патологического влияния бактерий, токсинов,
тканевого дентрита кариозной полости на пульпу зуба, восстановле
ние ее функций, повышение минерализации надпульпарного денти
на, что является основным способом профилактики периодонтита.
Рост стоматологической заболеваемости одна из важных про
блем в современной медицине. Не только медицинская, но и соци
альная актуальность данной проблемы определяется высокой распро
страненностью стоматологических заболеваний среди населения, в
том числе и среди детей. Стоматологическая заболеваемость, как по
казали исследования, значительно возросла в последние годы. Это
связывают с изменениями окружающей среды, характером питания
иусловиями быта.
К числу наиболее распространенных заболеваний относится ка
риес зубов. По многочисленным данным, поражаемость этим забо
леванием в детском возрасте достигает 70-98%. Среди детей до 8
лет распространенность кариеса во временных зубах - 73%, в посто
янных - 22%.
Из осложнений кариеса хронические формы пульпита в детском
возрасте встречаются чаще, чем острые. Хронический пульпит вре
менных моляров во всех возрастных подгруппах встречается в 75%
случаев (Елизарова В.М., 1997). Данные о распространенности бо
лезней пародонта варьируют в различных исследованиях. Начальные
признаки болезней пародонта выявляются в 78% случаев у детей от
3 до 8 лет.
Однако общие эпидемиологические данные кариеса зубов, его
осложнений и болезней пародонта у детей могут иметь выраженные
региональные особенности (Иванов B.C., 2003). Поэтому результа
ты исследований являются основой для планирования программ про
филактики и лечения (Кузьмина Э.М., 1995).
4