12
учеников считали, что образовательная программа по сравнению с 1980-
1985гг. обучения существенно усложнилась.
Рациональный режим дня соблюдали только 36,4% современных
школьников, что существенно ниже показателя школьников первого
поколения. У 69,4% респондентов дома есть компьютер, из них 64,8%
учащихся занимались за ним от одного до трех часов свободного от учебы
времени ежедневно и только 7,3% детей тратили на работу с компьютером не
более 30 мин. При этом 8,9% опрошенных родителей не следили за своими
детьми и затруднялись ответить, на вопрос: «Сколько времени их ребенок
проводит за компьютером?».
Исходное состояние здоровья учащихся на период поступления в
школу, по данным анкетирования и медицинских осмотров, ухудшилось
почти в два раза, по сравнению со школьниками восьмидесятых годов. Так
перед поступлением в школу имели хронические заболевания 14,7%
школьников второго поколения, против 7,4% школьников первого поколения
(рис.7).
Таким образом, результаты социологического исследования позволили
установить в ходе субъективной оценки следующие факторы риска,
отличающие второе поколение школьников от первого - это меньшая
значимость режима дня в выработке динамических стереотипов деятельности
и поведения школьника, более высокая статическая нагрузка, выраженное
влияние факторов электромагнитных полей, более низкие исходные
показатели здоровья.
По результатам медицинских осмотров, первое поколение школьников
характеризовалось более высокими показателями здоровья по сравнению со
вторым поколением. Так, удельный вес школьников третьей-пятой групп
здоровья составлял 6,8%, против 14,2% во втором поколении, к первой
группе здоровья относилось 50,1% против 9,7% во втором поколении (рис.8).
Удельный вес школьников основной физкультурой группы сократился
с 92,6% в первом поколении до 82,0%, подготовительной группы – вырос в 3
раза и составил 16,5% против 5,5% в первом поколении (рис.9). Удельный
14,7
92,6
85,3
7,4
0% 20% 40% 60% 80% 100%
1980-1985
2000-2005
имелись
отсутствовали
Рис.7 Наличие хронических заболеваний у двух поколений
детей перед поступлением в школу, %