Стр. 13 - 2

Упрощенная HTML-версия

12
логических исследований этого вполне достаточно чтобы сделать за-
ключение [102,30].
Для оценки эффективности использованных методов лечения
применяли анализ исходов с помощью таблиц сопряженности (четы-
рехпольные таблицы).
1. Абсолютный риск развития того или иного события (АР) – от-
носительная частота изучаемого события в сравниваемых группах рас-
считывали по формуле: АР
группа I
= А/(А+В), АР
группа II
= С/(С+D), где А,
В, С и D значения из таблицы сопряженности.
2. Изменение абсолютного риска (снижение – САР или повыше-
ние абсолютного риска ПАР) – разность в частоте изучаемых исходов
между группами: САР (или ПАР)
[A/(A+B) – C/(C+D)].
3. Относительный риск (ОР) – отношение частоты изучаемого ис-
хода в сравниваемых группах: ОР
[A/(A+B)]/[C/(C+D)].
Снижение (СОР) или повышение (ПОР) относительного риска –
метод оценки клинической значимости изучаемого эффекта в проспек-
тивных исследованиях. СОР представляет собой отношение САР к ча-
стоте исходов в сравниваемой группе: СОР
[A/(A+B) –
C/(C+D)]/C/(C+D). Значения СОР более 0,5 всегда соответствуют кли-
нически значимому эффекту, от 0,25 до 0,5 – часто соответствуют кли-
нически значимому эффекту.
Определение статистической значимости различий по приведен-
ным выше параметрам проводили с помощью построения доверитель-
ных интервалов (ДИ).
Расчет ДИ для разности относительных частот (Р) в сравниваемых
группах (
группы I
– Р
группы II
) проводили по следующим формулам.
Сначала определяли стандартную ошибку (
m
) для разности относи-
тельных частот:
m
=
I
(1-Р
I
)/n
I
+ Р
II
(1-Р
II
)/n
II
], где n – число наблюде-
ний в соответствующих группах. Затем вычисляли границы ДИ: (Р
I
II
)–
t
m
и (Р
I
II
)+t
m
, где
”t”
– значение
t
-критерия, соответствующего
объему исследуемой выборки. Если ДИ не содержал нулевого значения,
различия считали статистически значимыми.
Расчет ДИ для относительного риска (ОР) проводили с помощью
программы "Epi Info". Если ДИ для ОР включал единицу, то различия
были статистически незначимы. Если ДИ был больше 1, то ОР стати-
стически значимо повышался, если меньше – уменьшался.
В работе количественный материал представлен в виде графиков и
таблиц. Во всех случаях при сравнении групп предпочтение отдавалось
наиболее чувствительному из использованных критериев. Материал
был представлен как среднее
стандартное отклонение средней (M
s
) .