Стр. 40 - автореф

Упрощенная HTML-версия

Рост инвалидности в регионе соответственно тяжести состояния на ин-
дивидуальном уровне свидетельствует о степени «социальной недостаточно-
сти» того или иного субъекта Федерации, то есть невозможности населения
выполнить свои функции – воспроизводство, материальное обеспечение и др.
Самыми «социально недостаточными» являются регионы с высокими показа-
телями инвалидности детей, что подтверждается результатами настоящего
исследования.
С другой стороны, в отношении населения «бедных» регионов не вы-
зывает сомнения наличие экономического мотива определения статуса «ин-
валид», который влечет за собой ряд пособий и льгот. Вопрос в том, каково
соотношение этих компонентов между собой? По всей видимости, этот ба-
ланс меняется в зависимости от уровня жизни: в «бедных» регионах эконо-
мические мотивы более выражены, а в богатых – этот мотив наверняка гораз-
до менее актуален. Если не ограничивать решение вопросов сдерживания ин-
валидности рамками систем здравоохранения и медико-социальной эксперти-
зы, как того требует ВОЗ и как это предусмотрено концепцией СГМ, выясне-
ние точного соотношения материальной основы (ухудшения здоровья) и эко-
номических мотивов роста инвалидности теряет смысл. В любом случае, ме-
роприятия по сдерживанию инвалидности и социальной защите населения
должны базироваться на улучшении качества жизни и благосостояния насе-
ления, повышении доступности квалифицированной медико-социальной по-
мощи больным детям, оптимизации санитарно-эпидемиологической ситуа-
ции, обеспечения населения качественной питьевой водой. Все вышеперечис-
ленные показатели уровня жизни имеют общую основу – соответствующую
политику государства и региональных органов управления. Повышение уров-
ня жизни приведет как к реальному улучшению здоровья населения вслед-
ствие устранения стресса, улучшения питания и жилищных условий, реализа-
ции здорового образа жизни и проч., так и к ликвидации экономических мо-
тивов определения инвалидности. Выявлению же региональных приоритетов
формирования инвалидности будет способствовать внедрение в практику
СГМ инвалидности детей.
ВЫВОДЫ:
1.
Целесообразность социально-гигиенического мониторинга инвалид-
ности детей подтверждается получением новых данных о причинах инвалиди-
зации детей и возможностью разработки регионально-ориентированных про-
грамм профилактики на территории. СГМ инвалидности детей должен бази-
роваться на комплексном подходе к оценке здоровья населения в разрезе всех
регионов Российской Федерации и муниципальных образований субъекта
Федерации, на преимущественном использовании форм государственной ста-
тистики в качестве источников информации, применении современных мето-
дов математической обработки данных.
2.
Рациональными подходами устранения существующих недостатков
источников информации об инвалидности детей, действующих в сфере госу-
дарственной статистики, являются упрощение отчетных форм; унификация