10
среды обитания на федеральном и региональном уровнях включал в се-
бя основные показатели демографической ситуации, медицинского
обеспечения, потребления продуктов питания (их производства на реги-
ональном уровне), качества жилья, загрязнения окружающей среды,
производственно-экономической ситуации, заболеваемости детей и
населения социально-значимой патологией. Всего были проанализиро-
ваны 151 показатель и более 25 тыс. единиц наблюдения за период
2000–2002 гг.
На региональном уровне, кроме перечисленных факторов, допол-
нительно были включены в анализ характеристики санитарно-
эпидемиологического состояния объектов, условий труда населения и
качества питьевой воды. Всего были проанализированы 105 показателей
и около 15 тыс. единиц наблюдения за период 1991–2003 гг.
Для изучения здоровья детей-инвалидов были отобраны все глухие
и слабослышащие дети в возрасте 5–7 лет, обучавшиеся в коррекцион-
ных образовательных учреждениях г. Омска в 1991–1993 гг. Те же дети
были обследованы спустя десять лет – в 2001–2002 гг. – в условиях кор-
рекционных школ (всего 44 человека). Были использованы общепринятые
методы оценки физического развития, психофункционального состояния (ис-
следование частоты сердечных сокращений, частоты дыхательных движений,
артериального давления в покое и после нагрузки, пробы Мартинэ-
Кушелевского, Штанге, Генчи), рассчитывался адаптационный показатель
Р.М. Баевского в модификации А.Н. Берсеневой. Для изучения психоэмоцио-
нального состояния были проведены цветовой тест Люшера, корректурная
проба, на дошкольном этапе – оценка школьной зрелости при помощи теста
Керна-Ирасека, на школьном – исследование долговременной и кратковре-
менной памяти, распределения и устойчивости внимания.
Информация обработана с применением методов: для анализа совокуп-
ности – описательной статистики; в целях изучения динамики – анализа дина-
мических рядов; для сравнения показателей использованы точный метод Фи-
шера и хи-квадрат; для определения границ статистической нормы – метод
персентилей; для оценки связей – метод ранговой корреляции Спирмена; в
целях моделирования и прогнозирования – метод множественной регрессии,
для изучения внутренней структуры системы переменных, сокращения ин-
формационного пространства и выделения наиболее значимых переменных –
компонентный анализ; для классификации объектов был применен кластер-
ный анализ. Для получения единого критерия психофункционального состоя-
ния ребенка использован метод интегральной оценки результатов всех функ-
циональных исследований. Значимость результатов выражалась в виде р =
0,… Результаты считались значимыми при р < 0,05.
В целях картографического анализа применялись функции геоинформа-
ционных систем: на территории России – в формате ЕРБ ВОЗ, на территории
Омской области – в формате Map.Info.
При разработке методологических подходов и методического ап-
парата СГМ инвалидности детей были учтены рекомендации авторов ве-