5
Задачи исследования:
1. Определить причины снижения результативности атакующих действий
баскетболистов 15-17 лет в условиях противодействий защитников.
2. Разработать программу диагностики специальной подготовленности бас-
кетболистов 15-17 лет к выполнению атакующих действий в условиях противо-
действий защитников.
3. Составить комплексы атакующих и защитных действий, выполняемые при
бросках мяча в условиях противодействий соперников.
4. Экспериментально обосновать и апробировать методику направленного
повышения результативности атакующих действий баскетболистов 15-17 лет на
основе моделирования противодействий соперников.
Теоретико-методологической основой исследования
являются: теоретиче-
ские основы спортивной тренировки (В.Н. Платонов, 2002; Ж.К. Холодов, В.С.
Кузнецов, 2004); основы совершенствования технико-тактических действий в бас-
кетболе (А.Я. Гомельский, 2002; В.А. Усков, 2004; Ю.М. Портнов, 2005); теорети-
ческие основы индивидуализации учебно-тренировочного процесса (Е.Р. Яхонтов,
1975; В.Г. Никитушкин, 1998; Г.С. Лалаков, 2007); моделирование в спорте (Б.Н.
Шустин, 1995); психолого-педагогические аспекты теории и методики баскетбола
(Ю.М. Портнов, 2002; Д.И. Нестеровский, 2007; А.В. Родионов, 2008); теоретиче-
ское обоснование «ситуационной техники» (Е.Р. Яхонтов, 2006).
Методы исследования:
теоретический анализ данных научно-методической
литературы; анализ документальных материалов; опрос спортсменов и тренеров
(анкетирование, беседа); педагогические наблюдения; видео анализ; лаборатор-
ные исследования; антропометрические измерения; педагогическое тестирование;
педагогический эксперимент; математико-статистический анализ.
Научная новизна исследования:
1. В результате проведенных исследований соревновательной деятельности
баскетболистов 15-17 лет выделены комплекс техники атакующих действий при
бросках мяча, а также комплекс технико-тактических защитных действий, кото-
рые в совокупности характеризуют условия противодействий соперников.
2. При помощи моделирования противодействий соперников осуществлен
перенос ситуационной обусловленности соревновательной деятельности в учеб-
но-тренировочный процесс посредством создания обобщенных и частных струк-