Спектроскопия - раздел физики, посвященный исследованию:
- Распространения света в прозрачных средах на основе представления о световом луче
- Распределения интенсивности электромагнитного излучения по длинам волн или частотам.
- Корпускулярных и волновых свойства света
- Закономерностей излучения, поглощения и распространения света.
Спектр электромагнитного излучения - это:
- Химический (элементный) состав исследуемого вещества.
- Количественный состав исследуемого вещества.
- Совокупность частот (или длин волн) электромагнитного излучения.
- Радужная полоса.
Спектр в оптическом спектроскопе формируется при прохождении света через:
- Зрительную трубу
- Коллиматор
- Трубу с измерительной шкалой и осветителем
- Призму
- Дифракционную решетку
По рисунку определите, на каком расстоянии от линзы коллиматора располагается раздвижная щель.

- На фокусном
- На двойном фокусном
- Больше фокусного
- Меньше фокусного
По рисунку определите, как выходят лучи из линзы коллиматора.

- Параллельным пучком
- Сходящимся пучком
- Расходящимся пучком
- Могут выходить любым из перечисленных способов в зависимости от ширины щели.
Какое явление лежит в основе устройства призменного спектроскопа?
- Дифракция
- Интерференция
- Дисперсия
- Поглощение
- Отражение
По рисунку определите, где дает изображение спектра объектив зрительной трубы.

- На расстоянии наилучшего зрения
- В передней фокальной плоскости окуляра
- В задней фокальной плоскости объектива.
- В задней фокальной плоскости окуляра.
Возникновение оптических спектров объясняется в разделе физики:
- Геометрическая оптика.
- Волновав оптика.
- Классическая механика.
- Квантовая механика.
- Молекулярная физика и термодинамика.
Интенсивность спектральных линий в оптических спектрах испускания зависит от:
- Порядкового номера атома (заряда ядра) .
- Массового числа атома.
- Количества излучающих атомов.
- Среди предложенных вариантов нет верного.
Какие утверждения соответствуют первому постулату Бора:
- Любое изменение энергии атома или атомной системы связано со скачкообразным
переходом из одного стационарного состояния в другое.
- Атом или атомная система может длительно находиться только в некоторых
стационарных состояниях, каждому из которых соответствует определенное значение энергии.
- Атомом излучается или поглощается фотон с энергией равной разности
энергий соответствующих стационарных состояний.
- В стационарном состоянии атом не излучает и не поглощает энергию.
Какие утверждения соответствуют второму постулату Бора:
- Любое изменение энергии атома или атомной системы связано со скачкообразным
переходом из одного стационарного состояния в другое.
- Атом или атомная система может длительно находиться только в некоторых
стационарных состояниях, каждому из которых соответствует определенное значение энергии.
- Атомом излучается или поглощается фотон с энергией равной разности
энергий соответствующих стационарных состояний.
- В стационарном состоянии атом не излучает и не поглощает энергию.
Согласно второму постулату Бора, атом испускает энергию:
- При переходах с высших энергетических уровней на один из низших.
- При переходах из низших энергетических состояний в высшие.
- При потере одного из электронов с внешней оболочки под действием
электромагнитного излучения.
- При потере одного из электронов с внутренней оболочки под действием
электромагнитного излучения
Согласно второму постулату Бора, атом поглощает энергию:
- При переходах с высших энергетических уровней на один из низших.
- При переходах из низших энергетических состояний в высшие.
- При потере одного из электронов с внешней оболочки под действием
электромагнитного излучения.
- При потере одного из электронов с внутренней оболочки под действием
электромагнитного излучения
Квадрат модуля волновой функции позволяет определить:
- Некоторый объем пространства, в котором может находиться электрон.
- Координаты электрона в некоторый момент времени.
- Вероятность обнаружения электрона в единице объема пространства в некоторый момент времени.
- Скорость электрона.
Эмиссионная спектроскопия изучает:
- Спектры испускания.
- Спектры поглощения.
- Среди предложенных вариантов нет верного.
Абсорбционная спектроскопия изучает:
- Спектры поглощения.
- Спектры испускания.
- Среди предложенных вариантов нет верного.
Линейчатые оптические спектры дают вещества, находящиеся:
- При высоком давлении.
- В газообразном атомарном состоянии.
- В газообразном молекулярном состоянии.
Полосатые оптические спектры дают вещества, находящиеся:
- При высоком давлении.
- В газообразном атомарном состоянии.
- В газообразном молекулярном состоянии.
Для наблюдения полосатого оптического спектра испускания:
- Используют свечение паров вещества (в молекулярном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым молекулярным газом.
- Пропускают белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ.
- Используют свечение паров вещества (в атомарном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым атомарным газом.
Для наблюдения линейчатого оптического спектра испускания:
- Используют свечение паров вещества (в атомарном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым атомарным газом.
- Пропускают белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ.
- Используют свечение паров вещества (в молекулярном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым молекулярным газом.
Для наблюдения оптического спектра поглощения:
- Используют свечение паров вещества (в молекулярном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым молекулярном газом.
- Пропускают белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ.
- Используют свечение паров вещества (в атомарном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым атомарным газом.
Линейчатый оптический спектр испускания представляет собой:
- Набор узких цветных линий, разделенных черными промежутками.
- Набор цветных полос, разделенных черными промежутками.
- Непрерывную радужную полосу.
- Набор узких черных линий на фоне радужной полосы.
- Набор цветных полос, разделенных черными промежутками.
Полосатый оптический спектр испускания представляет собой:
- Набор узких цветных линий, разделенных черными промежутками.
- Набор цветных полос, разделенных черными промежутками.
- Непрерывную радужную полосу.
- Набор узких темных линий на фоне радужной полосы.
- Набор черных полос, разделенных цветными промежутками.
Непрерывный (или сплошной) оптический спектр испускания представляет собой:
- Набор узких цветных линий, разделенных черными промежутками.
- Набор цветных полос, разделенных черными промежутками.
- Непрерывную радужную полосу.
- Набор узких черных линий на фоне радужной полосы.
Линейчатый оптический спектр поглощения представляет собой:
- Набор узких цветных линий, разделенных черными промежутками.
- Набор цветных полос, разделенных черными промежутками.
- Непрерывную радужную полоску.
- Набор узких черных линий на фоне радужной полосы.
- Набор черных полос, разделенных цветными промежутками.
Градуировка спектроскопа - это:
- Определение зависимости между делениями шкалы спектроскопа и цветом линий
наблюдаемого спектра.
- Определение зависимости между цветом линий наблюдаемого спектра и длиной волны.
- Определение зависимости между делениями шкалы спектроскопа и длиной волны.
Градуировка спектроскопа в лабораторной работе производится:
- По спектру водорода.
- По спектру гелия.
- По спектру неона.
- По спектру натрия.
Квадрат модуля волновой функции определяется по формуле:
Выберите основное уравнение квантовой механики ( уравнение Шредингера):
Выберите основные особенности атомных систем:
- Дискретность энергетических состояний.
- Непрерывность энергетических состояний.
- Вероятностные суждения о местонахождении электрона.
- Точное определение местонахождения электрона.
- Зависимость волновой функции от координат.
- Независимость волновой функции от координат.
- Атомные системы обладают всеми перечисленными особенностями.
В стационарном состоянии атом не поглощает и не излучает энергию?
При переходе из одного стационарного состояния в другое атом испускает или поглощает энергию?
Атом поглощает энергию, если переходит из состояния с большей энергией в состояние с меньшей энергией?
Атом излучает энергию, если переходит из состояния с меньшей энергией в состояние с большей энергией?
Состояние атома с возможной минимальной энергией называется основным?
Для перевода атома в возбужденное состояние ему необходимо сообщить энергию?
Используя рисунок, выберите правильное утверждение.

- Угол преломления электромагнитных волн не зависит от длины волны.
- Чем больше длина волны электромагнитного излучения, тем больше угол преломления.
- Чем больше длина волны электромагнитного излучения, тем меньше угол преломления.
Используя рисунок, выберите правильное утверждение.

- Показатель преломления для лучей всех цветов одинаковый
- Показатель преломления для луча красного цвета больше, чем для луча фиолетового цвета
- Показатель преломления для луча фиолетового цвета больше, чем для луча красного цвета
Выберите сплошной спектр испускания.
Выберите линейчатый спектр испускания.
Что на рисунке обозначено S1?

- Исследуемый источник света.
- Осветитель шкалы.
- Линза коллиматора.
- Объектив зрительной трубы.
- Окуляр зрительной трубы.
Что на рисунке обозначено f1?

- Окуляр зрительной трубы.
- Объектив зрительной трубы.
- Фокусное расстояние линзы коллиматора.
- Фокусное расстояние объектива зрительной трубы.
- Линза коллиматора.
Что на рисунке обозначено f2?

- Фокусное расстояние линзы коллиматора.
- Фокусное расстояние объектива зрительной трубы.
- Линза коллиматора.
- Объектив зрительной трубы.
- Окуляр зрительной трубы.
Что на рисунке обозначено L1?

- Фокусное расстояние линзы коллиматора.
- Фокусное расстояние объектива зрительной трубы.
- Линза коллиматора.
- Объектив зрительной трубы.
- Окуляр зрительной трубы.
Что на рисунке обозначено L2?

- Фокусное расстояние линзы коллиматора.
- Фокусное расстояние объектива зрительной трубы.
- Объектив зрительной трубы.
- Окуляр зрительной трубы.
- Линза коллиматора.
Что на рисунке обозначено L3?

- Фокусное расстояние линзы коллиматора.
- Фокусное расстояние объектива зрительной трубы.
- Объектив зрительной трубы.
- Окуляр зрительной трубы.
- Линза коллиматора.
Выберите полосатый спектр испускания.
Выберите линейчатый спектр поглощения.
Выберите полосатый спектр поглощения.
Укажите формулу энергии разности двух энергетически уровней атома:
Укажите формулы энергии фотона:
Укажите формулу полной энергии молекулы:
Используя рисунок, установите соответствие между элементами спектроскопа и их назначением:

линза коллиматора | создает параллельный пучок света |
призма | разлагает свет в спектр |
объектив зрительной трубы | фокусирует монохроматические лучи |
окуляр зрительной трубы | увеличивает изображение спектра |
Выберите правильные утверждения:
- При увеличении длины волны увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения.
- При уменьшении длины волны увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения.
- При увеличении частоты увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения.
- При уменьшении частоты увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения.
Что на рисунке обозначено FF'?

- Фокусное расстояние линзы коллиматора.
- Фокусное расстояние объектива зрительной трубы.
- Фокальная плоскость объектива зрительной трубы.
- Фокальная плоскость окуляра зрительной трубы.
- Фокальная плоскость объектива линзы коллиматора.
Полосатый оптический спектр поглощения представляет собой:
- Набор узких цветных линий, разделенных черными промежутками.
- Набор широких цветных полос, разделенных черными промежутками.
- Непрерывную цветную полоску.
- Набор узких темных линий на фоне цветной полоски.
- Набор широких черных полос, разделенных цветными промежутками
Установите последовательность электромагнитных волн в порядке убывания длины волны.

1. | Радиоволны |
2. | Инфракрасное излучение |
3. | Видимое излучение |
4. | Ультрафиолетовое излучение |
5. | Рентгеновское излучение |
6. | Гамма-излучение |
Установите последовательность электромагнитных волн в порядке возрастания длины волны.

1. | Гамма-излучение |
2. | Рентгеновское излучение |
3. | Ультрафиолетовое излучение |
4. | Видимое излучение |
5. | Инфракрасное излучение |
6. | Радиоволны |
Для экспериментального исследования оптических спектров используют:
- Монохроматоры.
- Спектроскопы.
- Рефрактометры.
- Микроскопы.
- Осциллографы.
Опишите спектр неона.

- линейчатый спектр
- полосатый спектр
- сплошной спектр
- спектр испускания
- спектр поглощения
Опишите спектр лампы дневного света.

- спектр излучения
- спектр поглощения
- на фоне сплошного спектра полосатый спектр
- на фоне сплошного спектра линейчатый спектр
Какой прибор изображен на рисунке?

- спектроскоп
- рефрактометр
- микроскоп
- поляриметр

Данный спектроскоп предназначен
- для наблюдения спектра и измерения длины волны по шкале длин волн
- для наблюдения спектра и определения положения линий спектра по шкале отсчетного устройства
- для наблюдения спектра и определения частоты волны по шкале частот
- только для наблюдения спектра

Монохроматор предназначен
- для наблюдения спектра и измерения длины волны по шкале длин волн
- для наблюдения спектра и определения положения линий спектра по шкале отсчетного устройства
- для наблюдения спектра и определения частоты волны по шкале частот
- только для наблюдения спектра

Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 7?
- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания

Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 9?
- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания

Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 2?
- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания

Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 6?
- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания

Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 1?
- Диспергирующий элемент (призма или дифракционноая решетка)
- Зрительная труба
- Коллиматор
- Отсчетный барабан с градусной шкалой
Установить соответствие между цветом и длиной волны.

красная часть спектра | 650 -760 нм |
зеленая часть спектра | 530 - 570 нм |
фиолетовая часть спектра | 380 - 450 нм |
| |
| 500 - 450 нм |
Установить соответствие между излучением и длиной волны.

видимое излучение | 380 - 760 нм |
инфракрасное излучение | больше 760 нм |
ультрафиолетовое излучение | меньше 380 нм |
Какое излучение является самым коротковолновым?

- низкочастотные волны
- инфракрасное излучение
- видимое излучение
- ультрафиолетовое излучение
- рентгеновское излучение
- гамма-излучение
- радиоволны
Какое излучение является самым длинноволновым?

- низкочастотные волны
- инфракрасное излучение
- видимое излучение
- ультрафиолетовое излучение
- гамма-излучение
- радиоволны
- рентгеновское излучение
Какое излучение является самым высокочастотным?

- низкочастотные волны
- инфракрасное излучение
- видимое излучение
- ультрафиолетовое излучение
- гамма-излучение
- радиоволны
Установить соответствие.

1 | линейчатый спектр поглощения |
2 | линейчатый спектр излучения |
| |
| полосатый спектр излучения |
| полосатый спектр поглощения |
Установить соответствие.
скорость света в вакууме |  |
постоянная планка |  |
энергия фотона |  |
частота фотона |  |

Определите по градуировочному графику монохроматора длину волны (в нм) при показаниях барабана 1500.

Определите по градуировочному графику монохроматора длину волны (в нм) при показаниях барабана 2500.

Определите по градуировочному графику монохроматора длину волны (в нм) при показаниях барабана 3000.

Определите по градуировочному графику монохроматора длину волны (в нм) при показаниях барабана 1000.

Определите по градуировочному графику монохроматора показания барабана для длины волны 550 нм.

Определите по градуировочному графику монохроматора показания барабана для длины волны 600 нм.

Определите по градуировочному графику монохроматора показания барабана для длины волны 650 нм.

Определите по градуировочному графику монохроматора длину волны (в нм) при показаниях барабана 2300.
Профили тестирования
Профиль 1
Параметры |
Выбор вопросов |
- По 10 из каждого раздела
- Перемешивать вопросы
|
Ограничение времени | 10 мин. |
Процесс тестирования |
- Сообщать о правильности ответов
- Показывать текущий результат в процентах
|
Вид экрана тестируемого |
- Разрешить обзор вопросов
- Строить диаграмму с учетом весов вопросов
|
Модификаторы |
|
Результаты |
Общая информация |
- Итог в процентах
- Оценка
- Сумма набранных баллов
|
Подробности по вопросам |
- Правильность ответа тестируемого
- Вес вопроса
|
Подробности по разделам |
- Итог в процентах
- Сумма набранных баллов
- Количество вопросов
- Список вопросов
|
Шкала оценок |
Нижняя граница, % | Оценка |
0 | 2 |
50 | 3 |
70 | 4 |
85 | 5 |