нат, достали откуда-то скамейку, и открылось
заседание. Здесь был поставлен вопрос: быть или не быть
тогда еще «Мед. факультету» в Омске? Холод, сумерки,
вся обстановка разрухи, все это тогда не импонировало
вопросу. Невольно в голове копошилась мысль: «Да стоит
ли сейчас ставить этот вопрос?» И тогда, когда
оценивалось положение, пугала всех, прежде всего, общая
экономическая разруха, при которой материальную базу,
каковой в наличности совершенно не было, для будущего
ВУЗа создать казалось,
абсолютно невозможным.
Учитывалось и другое. Тогда везде у широких слоев
населения на первый план выступали совершенно другие
интересы, заботы об удовлетворении других жгучих
потребностей момента. Тогда не в редкость было слышать:
«Не до высшего теперь образования, да и вообще не до
учения». Слышались и такие голоса: «России сейчас не
ВУЗы нужны, а техникумы: создать техников - вот задача
времени». Учитывалось и третье обстоятельство: а где
возьмем мы научнью силы для ВУЗа? Откуда возьмем
библиотеку, без которой ВУЗ как научное учреждение не
мыслился.
Библиотека - склад вековых мыслей человечества.
Ведь каждая новая научная мысль корнями уходит в этот
склад ценностей, питается ими и не мыслима вне связи с
ними. По вопросу о научных силах и библиотеке мне
припоминается один эпизод из того периода прошлого,
когда шла полемика: нужен или не нужен университет
Сибири? Тогда голоса против открытия университета
раздавались не только из консервативного лагеря. Такие
голоса слышались и от людей вполне «передовых». Одна
из газет Приволжского Края первая выслала с такой
приблизительно конъюнктурой: а кто поедет в Сибирь
учиться? Какой профессор захочет ехать в Сибирь