Стр. 153 - 2

Упрощенная HTML-версия

лучше наших московских и харьковских, но для нас,
окраинных работников, может явиться только далекой
мечтой. Лаборатория и диагностика вообще несколько
отстали от берлинских клиник, так, например, не имелось
прибора для определения базального обмена; хорошее
впечатление производит небольшое гидротерапевтическое
и электро-светолечебное отделение. Организовать такое же
у нас при наличии средств было бы тоже нетрудно. При
университете имеется прекрасная библиотека.
На этом заканчивается моя обзорная работа.
Усиленная работа в лаборатории и библиотеке в Берлине
дала мне возможность сделать и написать три работы, - две
самостоятельно и одну совместно с проф. B ic k e l^ . Одна
из работ уже напечатана в Biochem. Zeitschrift, Bd. 190, Н.
1-3, 1927, две другие приняты к напечатанию в том же
органе. Не могу не вспомнить с чувством особенной
благодарности о прекрасном отношении проф. Вickelя и
его близкой помощи в работе.
Несколько слов об учебной части: немецкие
студенты гораздо дальше стоят от больного, чем наши
студенты. Если отдельные студенты при большой
самодеятельности могут многое почерпнуть из лекций и
частных курсов и приобрести солидную теоретическую
базу, то даже и у них практические навыки могут
отсутствовать. Отсутствие курирования больных в течение
семестра,
отсутствие
систематических
обходов,
несомненно, является дефектом немецкого преподавания.
Наблюдая во время лекций, как исследуют даже отдельный
орган вызываемые профессором студенты, можно видеть,
что студент оценивает только один какой-нибудь феномен,
но не работу всего органа. Так, например, выслушивая
сердце, студент ставит трубку или даже просто
прикладывает ухо в одном или двух местах и говорит о