Моделирование болезней в эксперименте; его виды, возможнос
ти и ограничения. Значение сравнительно-эволюционного подхода в
интерпретации результатов экспериментальных исследований. Мо
рально-этические аспекты моделирования на животных. Значение
экспериментальной профилактики и терапии в изучении этиологии и
патогенеза заболеваний, разработке новых принципов и методов ле
чения, поиске и испытании новых лекарственных средств. Возмож
ности современных молекулярных, функциональных и морфологи
ческих методов в клинической практике, оценке характера и эффек
тивности действия лекарственных препаратов, а также их комбина
ции, определении показаний и противопоказаний применения.
Патология как учебная дисциплина, ее связь с другими дисцип
линами вуза Организация учебного курса патологии, его разделов -
общей нозологии, типовых (стереотипных) патологических процес
сов, патологии органов и систем.
Общая нозология
Болезнь
Характеристика понятий норма и патология, здоровье и болезнь.
Философские, биологические, общепатологические и клинические
аспекты понятия болезнь. Проблема качества болезни, отличающего
ее от здоровья. Биологическое и индивидуальное значение болезни.
Болезнь как динамическое явление; методологические и общепато
логические основы развития болезни. Болезни животных и челове
ка; соматическая, психосоматическая и психическая патология; их
связь. Основные компоненты болезни - патологическая реакция, па
тологический процесс, патологическое состояние. Типовой патоло
гический процесс, его особенности и значение в развитии болезни.
Понятие о симптомах и синдромах заболеваний.
Принципыклассификациииноменклатураболезнейчеловека. Эво
люция болезней (патоморфоз). Стадии болезни, исходыболезни. Выз
доровление (полное и неполное), ремиссии, рецидивы, осложнения.
Смерть; умирание как стадийный процесс. Терминальные состо
яния - преагональное состояние, агония, клиническая смерть. Био
7