Продолжите предложение.
Спектроскопия — раздел физики, посвящённый изучению ______
- распространения света в прозрачных средах на основе представления о световом луче
- состава электромагнитного излучения, испущенного, поглощенного или отраженного веществом
- корпускулярных и волновых свойства света
- закономерностей излучения, поглощения и распространения света
Продолжите предложение.
Спектр электромагнитного излучения — это ______
- химический (элементный) состав исследуемого вещества
- количественный состав исследуемого вещества
- совокупность монохроматических волн сложного электромагнитного излучения
- радужная полоса
Продолжите предложение.
Спектр в оптическом спектроскопе формируется при прохождении света через ______
- зрительную трубу
- коллиматор
- трубу с измерительной шкалой и осветителем
- призму
- дифракционную решетку
Какое явление лежит в основе устройства призменного спектроскопа?
- дифракция
- интерференция
- дисперсия
- поляризация
- отражение
Продолжите предложение.
Возникновение оптических спектров объясняется в разделе физики ______
- геометрическая оптика
- волновав оптика
- классическая механика
- квантовая механика
- молекулярная физика и термодинамика
Продолжите предложение.
Интенсивность спектральных линий в оптических спектрах испускания зависит от ______
- порядкового номера атома (заряда ядра)
- массового числа атома
- количества излучающих атомов
- среди предложенных вариантов нет верного

Выберите утверждения, которые соответствуют первому постулату Бора.
- любое изменение энергии атома или атомной системы связано со скачкообразным переходом из одного стационарного состояния в другое
- атом или атомная система может длительно находиться только в некоторых стационарных состояниях, каждому из которых соответствует определенное значение энергии
- атомом излучается или поглощается фотон с энергией равной разности энергий соответствующих стационарных состояний
- в стационарном состоянии атом не излучает и не поглощает энергию

Выберите утверждения, которые соответствуют второму постулату Бора.
- любое изменение энергии атома или атомной системы связано со скачкообразным переходом из одного стационарного состояния в другое
- атом или атомная система может длительно находиться только в некоторых стационарных состояниях, каждому из которых соответствует определенное значение энергии
- атомом излучается или поглощается фотон с энергией равной разности энергий соответствующих стационарных состояний
- в стационарном состоянии атом не излучает и не поглощает энергию
Продолжите предложение.
Согласно второму постулату Бора, атом поглощает энергию ______

- при переходах с высших энергетических уровней на один из низших
- при переходах из низших энергетических состояний в высшие
- при потере одного из электронов с внешней оболочки под действием электромагнитного излучения
- при потере одного из электронов с внутренней оболочки под действием электромагнитного излучения
Продолжите предложение.
Эмиссионная спектроскопия изучает ______
- спектры испускания
- спектры поглощения
- среди предложенных вариантов нет верного
Продолжите предложение.
Абсорбционная спектроскопия изучает ______
- спектры поглощения
- спектры испускания
- среди предложенных вариантов нет верного
Продолжите предложение.
Источником линейчатого оптического спектра излучения являются ______
- свободные атомы и ионы в газовой фазе
- свободные молекулы в газовой фазе
- растворы солей, кислот, щелочей
- раскаленные металлы
Продолжите предложение.
Источником полосатого оптического спектра излучения являются ______
- свободные атомы и ионы в газовой фазе
- свободные молекулы и ионы в газовой фазе
- растворы солей, кислот, щелочей
- раскаленные металлы
Продолжите предложение.
Для наблюдения полосатого оптического спектра испускания ______
- используют свечение паров вещества (в молекулярном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым молекулярным газом
- пропускают белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ
- используют свечение паров вещества (в атомарном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым атомарным газом
Продолжите предложение.
Для наблюдения линейчатого оптического спектра испускания ______
- используют свечение паров вещества (в атомарном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым атомарным газом
- пропускают белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ
- используют свечение паров вещества (в молекулярном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым молекулярным газом
Продолжите предложение.
Для наблюдения оптического спектра поглощения ______
- используют свечение паров вещества (в молекулярном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым молекулярном газом
- пропускают белый свет сквозь холодный, неизлучающий газ
- используют свечение паров вещества (в атомарном состоянии) в пламени или свечение газового разряда в трубке, наполненной исследуемым атомарным газом
Продолжите предложение.
Линейчатый оптический спектр испускания представляет собой ______
- набор узких цветных линий на черном фоне
- набор цветных полос разной ширины на черном фоне
- непрерывную радужную полосу
- набор узких черных линий на фоне радужной полосы
- набор черных полос разной ширины на фоне радужной полосы
Продолжите предложение.
Полосатый оптический спектр испускания представляет собой ______
- набор узких цветных линий на черном фоне
- набор цветных полос разной ширины на черном фоне
- непрерывную радужную полосу
- набор узких темных линий на фоне радужной полосы
- набор черных полос разной ширины на фоне радужной полосы
Продолжите предложение.
Непрерывный (или сплошной) оптический спектр испускания представляет собой ______
- набор узких цветных линий на черном фоне
- набор цветных полос разной ширины на черном фоне
- непрерывную радужную полосу
- набор узких черных линий на фоне радужной полосы
- набор черных полос разной ширины на цветном фоне
Продолжите предложение.
Оптический линейчатый спектр поглощения представляет собой ______
- набор узких цветных линий на черном фоне
- набор цветных полос разной ширины на черном фоне
- непрерывную радужную полоску
- набор узких черных линий на фоне радужной полосы
- набор черных полос разной ширины на фоне радужной полосы
Продолжите предложение.
Градуировка спектроскопа — это ______ (см. рисунок).

- определение зависимости между делениями шкалы спектроскопа и цветом линий наблюдаемого спектра
- определение зависимости между цветом линий наблюдаемого спектра и длиной волны
- определение зависимости между делениями шкалы спектроскопа и длиной волны
- определение зависимости между делениями шкалы спектроскопа и частотой волны
Выберите основные особенности атомных систем.

- наличие разрешенных (дозволенных) энергетических состояний
- наличие произвольных энергетических состояний
- скачкообразный переход между энергетическими состояниями
- электроны обращаются вокруг ядра атома в одной плоскости, как орбиты планет Солнечной системы
- постепенный переход между энергетическими состояниями
- электроны окружают ядро атома со всех сторон, образуя электронное облако
На рисунке показано разложение белого света в спектр при прохождении через призму.
Используя рисунок, выберите правильное утверждение.

- угол преломления электромагнитных волн не зависит от длины волны
- чем больше длина волны электромагнитного излучения, тем больше угол преломления
- чем больше длина волны электромагнитного излучения, тем меньше угол преломления
На рисунках представлены различные спектры.
Выберите линейчатый спектр испускания.
На рисунках представлены различные спектры.
Выберите полосатый спектр испускания.
На рисунках представлены различные спектры.
Выберите линейчатый спектр поглощения.
На рисунках представлены различные спектры.
Выберите полосатый спектр поглощения.
На рисунке изображен трехтрубный спектроскоп Кирхгофа-Бунзена.
Определите по рисунку, на каком расстоянии от линзы коллиматора располагается раздвижная щель.

- на фокусном
- на двойном фокусном
- между фокусом и двойным фокусом
- меньше фокусного
- больше двойного фокусного
- на расстоянии наилучшего зрения
На рисунке изображен трехтрубный спектроскоп Кирхгофа-Бунзена.
Какой элемент рисунка обозначен буквой И?

- исследуемый источник света
- осветитель шкалы
- линза коллиматора
- объектив зрительной трубы
- окуляр зрительной трубы
- призма
- дифракционная решетка
На рисунке изображен трехтрубный спектроскоп Кирхгофа-Бунзена.
Какой элемент рисунка обозначен буквой Лз?

- фокусное расстояние линзы коллиматора
- фокусное расстояние объектива зрительной трубы
- объектив зрительной трубы
- окуляр зрительной трубы
- линза коллиматора
- призма
- дифракционная решетка
На рисунке изображен трехтрубный спектроскоп Кирхгофа-Бунзена.
Установите соответствие между названиями частей спектроскопа и их назначениями.

линза коллиматора | создает параллельный пучок света |
призма | разлагает свет в спектр |
объектив зрительной трубы | фокусирует монохроматические лучи |
окуляр зрительной трубы | увеличивает изображение спектра |
| |
| создает изображение измерительной шкалы в зрительной трубе |
| формирует узкий пучок света от источника |
На рисунке изображен трехтрубный спектроскоп Кирхгофа-Бунзена.
Установите соответствие между названиями частей спектроскопа и их обозначениями.

1 | зрительная труба |
2 | призма |
3 | коллиматор |
4 | вспомогательная труба с измерительной шкалой |
| |
| источник света |
| раздвижная щель |
| дифракционная решетка |
Выберите формулы энергии фотона.
Как меняетсят энергия фотона электромагнитного излучения при изменении его частоты и длины волны?
- при увеличении длины волны увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения
- при уменьшении длины волны увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения
- при увеличении частоты увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения
- при уменьшении частоты увеличивается энергия фотона электромагнитного излучения
- энергия фотона электромагнитного излучения не зависит от его частоты и длины волны
Продолжите предложение.
Полосатый оптический спектр поглощения представляет собой ______
- набор узких цветных линий, разделенных черными промежутками
- набор широких цветных полос, разделенных черными промежутками
- непрерывную цветную полоску
- набор узких темных линий на фоне цветной полоски
- набор широких черных полос, разделенных цветными промежутками
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Установите последовательность электромагнитных волн в порядке возрастания длины волны.

1. | гамма-излучение |
2. | рентгеновское излучение |
3. | ультрафиолетовое излучение |
4. | видимое излучение |
5. | инфракрасное излучение |
6. | радиоволны |
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Какое излучение является самым коротковолновым?

- низкочастотные волны
- инфракрасное излучение
- видимое излучение
- ультрафиолетовое излучение
- рентгеновское излучение
- гамма-излучение
- радиоволны
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Какое излучение является самым высокочастотным?

- низкочастотные волны
- инфракрасное излучение
- видимое излучение
- ультрафиолетовое излучение
- гамма-излучение
- радиоволны
Какие приборы предназначены для наблюдения оптических спектров?
- монохроматоры
- спектроскопы
- рефрактометры
- микроскопы
- осциллографы
Продолжите предложение.
Спектр неона, представленный на рисунке, является _________

- линейчатым
- полосатым
- сплошным
- спектром испускания
- спектром поглощения
Выберите правильные характеристики спектра лампы дневного света (см.рисунок).

- спектр излучения
- спектр поглощения
- на фоне сплошного спектра полосатый спектр
- на фоне сплошного спектра линейчатый спектр
Продолжите предложение.
Данный спектроскоп предназначен ______ (см. рисунок).

- для наблюдения спектра и измерения длин волн по шкале длин волн
- для наблюдения спектра и определения положения линий спектра по шкале отсчетного устройства
- для наблюдения спектра и определения частот волн по шкале частот
- для проведения количественного спектрального анализа
- для проведения качественного спектрального анализа
Продолжите предложение.
Монохроматор предназначен ______

- для наблюдения спектра и измерения длин волн по шкале длин волн
- для наблюдения спектра и определения положения линий спектра по шкале отсчетного устройства
- для наблюдения спектра и определения частот волн по шкале частот
- только для наблюдения спектра
На рисунке представлен монохроматор.
Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 7?

- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания
- призма
На рисунке представлен монохроматор.
Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 9?

- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания
- призма
На рисунке представлен монохроматор.
Какой элемент монохроматора обозначен цифрой 2?

- окуляр
- неоновая лампа
- отсчетный барабан
- блок питания
- призма
Установите соответствие между излучением и длиной волны (см. рисунок).

видимое излучение | 380 - 760 нм |
инфракрасное излучение | больше 760 нм |
ультрафиолетовое излучение | меньше 380 нм |
Установите соответствие между типом спектра и номером рисунка.

1 | линейчатый спектр поглощения |
2 | линейчатый спектр излучения |
| |
| сплошной спектр излучения |
| сплошной спектр поглощения |
Установите соответствие между физическими величинами и формулами (числовыми значениями) этих величин.
скорость света в вакууме |  |
постоянная Планка |  |
энергия фотона |  |
частота фотона |  |

Продолжите предложение.
Квантовая механика – это теория, которая описывает основные свойства и поведение ______
- молекул, атомов, электронов и фотонов
- очень широкого класса физических объектов: и обыденных предметов макромира (таких, как волчок и бейсбольный мяч), и объектов астрономических размеров (таких, как планеты и звёзды), и многих микроскопических объектов
- астрономических объектов, таких как Солнце, планеты, кометы, звёзды, галактики и др.
Как называется величина h в формуле энергии фотона?

- постоянная Планка
- длина волны де Бройля
- волновая функция
- ускорение свободного падения
- гравитационная постоянная
Определите по градуировочному графику монохроматора примерную длину волны в нанометрах, если показание барабана равно 2500.

Определите по градуировочному графику монохроматора примерную длину волны в нанометрах, если показание барабана равно 2200.

Определите по градуировочному графику монохроматора примерное показание барабана для длины волны 600 нм.

Определите по градуировочному графику монохроматора примерную длину волны в нанометрах, если показание барабана равно 2300.

Определите единичный отрезок на горизонтальной оси (см. рисунок). Ответ выразите в нанометрах.

Определите единичный отрезок на вертикальной оси (см. рисунок).

Какое явление изображено на рисунке?

- дисперсия света
- поляризация света
- фотоэлектрический эффект
- зеркальное отражение света
Какой цифрой (1 - 5) обозначен на рисунке ультрафиолетовый диапазон электромагнитных волн?

Какой цифрой (1 - 5) обозначен на рисунке диапазон радиоволн?




Длина волны желтого света примерно в 1,5 раза больше длины волны фиолетового света.
Во сколько раз энергия фотона волны желтого света меньше энергии фотона волны фиолетового света (см. формулу)?

Частота зеленого света примерно в 1,25 раза больше частоты красного света.
Во сколько раз энергия фотона красного света меньше энергии фотона зеленого света (см. формулу)?

В стационарном состоянии атом не поглощает и не излучает энергию.
Верно ли данное утверждение?
Атом поглощает энергию, если переходит из состояния с большей энергией в состояние с меньшей энергией.
Верно ли данное утверждение?
Атом излучает энергию, если переходит из состояния с меньшей энергией в состояние с большей энергией.
Верно ли данное утверждение?
Состояние атома с возможной минимальной энергией называется основным.
Верно ли данное утверждение?
Для перевода атома в возбужденное состояние ему необходимо сообщить энергию.
Верно ли данное утверждение?
При переходе из одного стационарного состояния в другое атом не испускает и не поглощает энергию.
Верно ли данное утверждение?
Атом излучает энергию, если переходит из состояния с большей энергией в состояние с меньшей энергией.
Верно ли данное утверждение?
Оптические спектры излучения различных атомов одинаковы.
Верно ли данное утверждение?
Показатель преломления прозрачных веществ зависит от длины волны света.
Верно ли данное утверждение?
Спектр белого света сплошной.
Верно ли данное утверждение?
На рисунке изображен оптический спектр азота.
Определите тип этого спектра.

- сплошной спектр испускания
- полосатый спектр испускания
- полосатый спектр поглощения
- линейчатый спектр испускания
- линейчатый спектр поглощения
Продолжите предложение.
Для определения химического состава вещества по его спектру излучения нужна следующая информация ______
- таблица длин волн основных цветов в спектре белого света
- каталог спектров различных химических элементов
- шкала электромагнитных волн с указанием частоты и длины волны
- таблица абсолютных показателей преломления различных веществ
- таблица абсолютных показателей преломления различных длин волн
Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.
дисперсия света | Исаак Ньютон |
электромагнитная природа света | Джеймс Максвелл |
испускание энергии порциями | Макс Планк |
неделимая порция энергии | Альберт Эйнтштейн |
планетарная модель атома | Эрнест Резерфорд |
энергетические уровни атома | Нильс Бор |
спектральный закон поглощения | Густав Кирхгоф |
| |
| Виллем Эйнтховен |
| Николай Коротков |
На рисунке показано разложение белого света в спектр.
Выберите свойства волн красного цвета по сравнению с другими волнами видимого диапазона.

- самая большая скорость
- самая маленькая скорость
- самый большой угол преломления
- самый маленький угол преломления
- самый большой показатель преломления
- самый маленький показатель преломления
Установите соответствие между названиями спектров и их описаниями.
атомные спектры испускания | узкие цветные линии на черном фоне |
атомные спектры поглощения | узкие черные линии на цветном фоне |
молекулярные спектры испускания | широкие цветные линии (полосы) на черном фоне |
молекулярные спектры поглощения | широкие черные линии (полосы) на цветном фоне |
| |
| сплошной (радужный) спектр |
Установите соответствие между названиями физических постоянных и их значениями.
1 электронвольт |  |
скорость света в вакууме |  |
постоянная Планка |  |
| |
|  |
|  |
Выберите основные задачи спектроскопии.
- предсказание вида спектра вещества исходя из знаний о его строении, составе и прочего
- определение характеристик вещества (не являющихся непосредственно наблюдаемыми величинами) по свойствам его спектров (которые наблюдаются непосредственно и напрямую зависят как от определяемых характеристик, так и от внешних факторов)
- наблюдение и регистрация увеличенных изображений объекта
- определение показателей преломления твёрдых, жидких и газообразных сред в различных участках спектра оптического излучения
- определение энергетических характеристик света
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Установите соответствие между названиями излучений и их обозначениями.

1 | радиоизлучение |
2 | инфракрасное излучение |
3 | ультрафиолетовое излучение |
4 | рентгеновское излучение |
5 | гамма-излучение |
| |
| видимое излучение |
На рисунке изображена упрощенная диаграмма энергетических уровней атома.
Нумерованными стрелками отмечены некоторые возможные переходы атома между этими уровнями.
Установите соответствие между процессами поглощения и испускания света и стрелками, указывающими энергетические переходы атома.

поглощение света наименьшей длины волны | 1 |
излучение света наибольшей частоты | 4 |
| |
| 3 |
| 2 |
На рисунке изображена упрощенная диаграмма энергетических уровней атома.
Нумерованными стрелками отмечены некоторые возможные переходы атома между этими уровнями.
Установите соответствие между процессами поглощения и испускания света и стрелками, указывающими энергетические переходы атома.

поглощение света наименьшей частоты | 3 |
излучение света наибольшей частоты | 2 |
| |
| 1 |
| 4 |
На рисунке изображена упрощенная диаграмма энергетических уровней атома.
Нумерованными стрелками отмечены некоторые возможные переходы атома между этими уровнями.
Установите соответствие между процессами поглощения и испускания света и стрелками, указывающими энергетические переходы атома.

излучение света наибольшей частоты |  |
поглощение света наибольшей частоты | |
излучение света наименьшей частоты |  |
поглощение света наименьшей частоты |  |
| |
|  |
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Какие излучения относятся к оптическому диапазону?

- радиоизлучение
- инфракрасное излучение
- ультрафиолетовое излучение
- рентгеновское излучение
- гамма-излучение
- видимое излучение
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Определите длину волны видимого света на границе с УФ-излучением. Результат выразите в нанометрах.

На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Определите длину волны видимого света на границе с ИК-излучением. Результат выразите в нанометрах.

Выберите верные утверждения для волн видимой части спектра (см. таблицу).

- наименьшая длина волны у волн фиолетового цвета
- наибольшая длина волны у волн фиолетового цвета
- наименьшая частота у волн фиолетового цвета
- наибольшая частота у волн фиолетового цвета
- наибольшая энергия у волн фиолетового цвета
- наименьшая энергия у волн фиолетового цвета
Выберите верные утверждения для волн видимой части спектра (см. таблицу).

- наименьшая длина волны у волн красного цвета
- наибольшая длина волны у волн красного цвета
- наименьшая частота у волн красного цвета
- наибольшая частота у волн красного цвета
- наибольшая энергия у волн красного цвета
- наименьшая энергия у волн красного цвета
Профили тестирования
Профиль 1
Параметры |
Выбор вопросов |
- По 10 из каждого раздела
- Перемешивать вопросы
|
Ограничение времени | 10 мин. |
Процесс тестирования |
- Сообщать о правильности ответов
- Показывать текущий результат в процентах
|
Вид экрана тестируемого |
- Разрешить обзор вопросов
- Строить диаграмму с учетом весов вопросов
|
Модификаторы |
|
Результаты |
Общая информация |
- Итог в процентах
- Оценка
- Сумма набранных баллов
|
Подробности по вопросам |
- Правильность ответа тестируемого
- Вес вопроса
|
Подробности по разделам |
- Итог в процентах
- Сумма набранных баллов
- Количество вопросов
- Список вопросов
|
Шкала оценок |
Нижняя граница, % | Оценка |
0 | 2 |
50 | 3 |
70 | 4 |
85 | 5 |