Вид документа : Статья из журнала
Шифр издания :
Автор(ы) : Курганский А. В., Григал П. П.
Заглавие : Выполнение серии движений, задаваемой последовательностью сенсорных сигналов. Индивидуальные различия в характере начальной стадии серийного научения
Место публикации : Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. - 2009. - Т. 59, № 6. - С.673-685. - ISSN 0044-4677 (Шифр Ж4/2009/59/6). - ISSN 0044-4677
Примечания : Библиогр.: с. 684-685 (21 назв.). - Реферирована.
MeSH-главная: Серийное обучение -- Serial Learning
Память -- Memory
Поведение выбора -- Choice Behavior
Психомоторная активность -- Psychomotor Performance
Зрительное восприятие -- Visual Perception
MeSH-неглавная:
Аннотация: Исследовали индивидуальные особенности начальной стадии серийного научения в задаче на воспроизведение серий движений, задаваемых последовательностью зрительных стимулов. В эксперименте приняли участие 20 взрослых испытуемых, которые помимо задачи на воспроизведение последовательности выполняли задачу на простую зрительно-моторную реакцию, задачу на реакцию выбора и задачу на серийную реакцию выбора. Установлено, что индивидуальная зависимость латентного времени выполнения последовательности от порядкового номера пробы-кривая научения-имеет характерную особенность: сокращение латентного времени, если оно наблюдалось, происходило либо быстро в течение первых 10 проб до стационарного уровня (быстрая фаза), либо медленно и приблизительно линейно убывало на протяжении всего блока 60 проб (медленная фаза). Разнообразие индивидуальных кривых научения исчерпывалось четырьмя формами: плоской зависимостью, кривой с быстрой фазой, кривой с медленной фазой и кривой, где за быстрой фазой следовала медленная. В соответствии с типом кривой научения все испытуемые были разделены на четыре группы. Был проведен анализ корреляционный структуры временных параметров (латентного времени и длительностей интервалов между движениями) в пределах каждой группы и соотнесение этих параметров со временем простой зрительно-моторной реакции, временем реакции выбора и степенью научения в задаче на серийное время реакции. Этот анализ выявил значимые различия между группами испытуемых, что указывает на стоящие за таким разделением на четыре группы существенные функциональные различия. Предполагается, что индивидуальные различия на начальном этапе серийного научения определяются главным образом функциональной и структурной сложностью внутренней репрезентации последовательности, а также теми процессами рабочей памяти, которые обеспечивают идентификацию задающей последовательности зрительных стимулов и осуществляют преобразование абстрактной репрезентации в последовательность моторных команд.
Держатели документа:
ОмГМУ : 644099, г. Омск, ул. Ленина, 12
Доп.точки доступа:
Григал, П. П.